Колокола

Единственным музыкальным инструментом в православном храме является колокол. Уже в IV-V вв. из православной традиции ушла инструментальная музыка, которая была распространена в раннехристианский период. Отцы Церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, созданным Самим Богом. Но колокола остались. Поначалу их роль была исключительно подсобной  созывать верующих на молитву.

Колокола, которые сегодня кажутся такими привычно православными, пришли с Запада, а орган, непременный инструмент католического богослужения, был привезен в Европу из Византии, где он звучал при дворе императора по большим праздникам. На Русь колокола привозили с Запада, пока не появились здесь свои мастера колокольного дела. Даже такое кажущиеся исконно русским выражение, как «малиновый звон», происходит от названия бельгийского города Мехлин, по-французски – Малин, где отливали колокола, особенно ценившиеся в Росси.

Самым знаменитым колоколом в России является, конечно «Царь-колокол», отлитый русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными в 1735 г. Он вести свыше 200 тонн! Во время пожара 1737 г. Колокол рухнул, от него отвалился кусок весом 1,5 т; с тех пор он замолчал навсегда. Сейчас «Царь-колокол» стоит в Московском Кремле, поражая своими размерами.

Большие колокола использовали не часто, только в торжественнее или, напротив, трагические моменты. Обычно на колокольне православного храма подвешены несколько колоколов разных размеров. Постепенно в православии сложилась традиция благовеста – своего рода колокольной полифонии, когда звонарь приводит в движение несколько десятков колоколов: каждый колокол ведет свою партию, но звуки всех сливаются в единую гармонию радостного ликования.

«Первоссыльный неодушевленный с Углича»

...До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 г. по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Димитрия. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола.

Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол, оповестивший о гибели Димитрия.

По обычаю того времени, осужденных в ссылку преступников метили, лишая возможности побега: клеймили, рвали ноздри, за особые провинности отрезали уши и языки. Кое-кто из угличан тоже тогда лишился языка “за смелые речи”. А набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3c/Dimitrij_church_Uglich_bell.jpg/300px-Dimitrij_church_Uglich_bell.jpg

Ссыльный у́гличский (углицкий) колокол ,

 пробывший в ссылке в Тобольске триста лет, после чего возвращённый обратно.
Ныне экспонат Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

 

Назад, читать про русскую православную церковь